Новости / пресс-релизы

Религиозно-этническая идентификация современных и будущих поколений народов России (Патриарший архидиакон Константин Барган)

Полный текст выступления Патриаршего архидиакона, члена Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию Русской Православной Церкви с Исламским миром, Председателем попечительского совета Фонда гагаузского наследия Константина Баргана на пленарном заседании Первого Евразийского конгресса народной дипломатии (14.11.2023):

"Современная антропология, изучающая человеческое сознание в контексте религии, философии и психологии, все чаще уделяет внимание этническому религиозному сознанию. Можно сказать, что религиозное сознание определяет прерогативу психики человека, как некий «инструмент», управляющий человеческим мозгом.
Но стоит обратить внимание на то, что природа человеческого сознания до конца не решена. И каждый раз анализируя те или иные актуальные вопросы, связанные с феноменом религиозного сознания, мы невольно можем столкнуться с множеством других вопросов.
Рассматривая этническое самосознание, мы должны признать, что это - отдельный вид сознания, которое присуще конкретно тому или иному этносу.

Таким образом, изучая этническое сознание, мы видим, что сознание этноса зиждется на ментальном представлении того общества и того мира, в котором формируются их социально-психологические установки или стереотипы, и одновременно стремится (сознание) как бы к выходу за рамки своего этнического формирования.

Что такое менталитет?
Менталитет - это личность нации. Каждый человек формируя свою субъективную личность внутри этноса, отражает свой ген выработанный поколениями. Мы должны осознавать, что оставляя свой след в обществе, личность нации передается через ментальную память из поколения в поколение, возрастая как духовно так и нравственно. Если человечество не будет ценить и воспитывать свою этническую личность, мы столкнемся с катастрофой исчезновения «души народа».
В моменте возрастания личности как духовно так и социально, этносы должны отражать свою этническую идентификацию как личность в себе подобных, тем самым получая возможность укреплять свою ментальную личность (сущность). Проще говоря – существует необходимость видеть свое продолжение в себе подобных . Это основной залог сохранения этно-культурных и социальных традиций.

Нужно сказать, что принадлежность этноса к определенной культуре в основе своей имеет важный фактор, а в некоторых случаях и приобретает первостепенное значение. Так, например, мы видим, что традиции национального уклада семьи играют важную роль в формировании будущих поколений этноса, которые, укоренившись, приобретают динамический характер, став «голосом народа».

Мы видим, что этническое самосознание является долгим процессом, внутри которого потомки переживают или проживают одновременно свой личный опыт, впитывая весь прошлый опыт своих праотцов. Тем самым, каждое молодое поколение обновляет старый опыт, прокладывая дорогу этническому самосознанию будущего поколения.

Любое этническое самосознание держится на соблюдении тех или иных нравственных норм, которые были выработаны этносом в процессе своего становления. Собственно, и благодаря чему этнос имеет свою индивидуальность.
Исторические реалии народов России таковы, что религия и диалог внутри народов становится фундаментом мироощущения. Можно сказать, что религиозное самосознание этносов России, исторически - это своего рода способ или возможность коммуникации и интеграции этносов в русскую культуру, через которую все этносы Царской России и современной России становятся частью большой Русской цивилизации.
Нужно отметить, что религиозное самосознание способствует к устойчивому воспитанию индивида внутри этноса и приводит человека к моральным нормам и принципам.

В связи с этим, мы видим что задача каждого поколения — объединившись и проявив этническую силу воли, должна способствовать сохранению ценностных ориентиров, заложенных в каждом из нас.
Так же необходимо обратить внимание и на то, что благодаря религиозному самосознанию, наше Государство идёт по пути возрождения традиционных ценностей.
Нам необходимо помнить, что религиозное самосознание помогает актуализировать насущные вопросы поколений, особенно молодой ее части. Изучая этническое и религиозное самосознание, мы видим, что функции их имеют очень большую схожесть. И религиозное, и этническое самосознание даёт сильный внутренний стимул, как бы подталкивает человека на ощущение себя единым целым внутри своего этноса. Поэтому так важна связь с поколениями, где кроется код решения проблем любого впереди идущего поколения".
Российская Федерация, г. Москва, 14.11.2023 г.
Made on
Tilda